пятница, 25 ноября 2011 г.

Состояние семейного здоровья при эмоционально-неустойчивом типе расстройства личности у мужчин


Разработка и внедрение в клиническую прак­тику эффективных методов диагностики и коррек­ции нарушений семейного здоровья представляют собой серьезную проблему медицинской психоло­гии и сексологии. Сложность ее связана с много­образием причин нарушения семейного здоровья и полиморфностью его проявлений.


В настоящее время уже не вызывает сомнений то, что проблема обеспечения семейной адаптации может быть решена лишь при условии учета пар­ного характера сексуальной функции, личностных особенностей каждого из супругов, особенностей межличностного взаимодействия всех членов се­мьи. Это особенно важно при изучении состояния адаптации, обусловленной наличием специфического расстройства личности у одного из супругов.

Решение данной проблемы тесно связано с по­нятием здоровья семьи (ЗС). ЗС — это не только отсутствие каких-либо болезненных изменений у членов семьи, кото­рые могут приводить к ухудшению их соматиче­ского, психического или сексуального здоровья, это интегральный комплекс взаимодействующих компонентов — соматопсихического, социально­го, психологического, социально-психологиче­ского, определяющих поведение членов семьи, сложную систему их взаимодействия, приводя­щую к адаптации в соответствии с нормами со­циальной и личной морали. Уровень ЗС тесно связан с выполнением семейных функций, во многом определяющим прочность и благополучие семьи,— воспитательной, духовной, защитной, психотерапевтической реабилитационной (пер­вичного социального контроля), репродуктивной, ролевой, сексуально-эротической, функции пер­сонализации, социализации (первичной, вторич­ной, профессиональной), сохранения здоровья, хозяйственно-бытовой.

Системно-структурный анализ позволяет вы­делить в зависимости от состояния компонентов четыре варианта нарушений ЗС.
1.        Соматопсихический вариант обусловлива­ется стержневым поражением соматопсихического компонента семейного здоровья при сохранности или ослаблении его социального, психологиче­ского и социально-психологического компонентов.
2.        Социальный вариант развивается вслед­ствие поражения социального компонента ЗС, тогда как остальные его компоненты могут не быть нарушенными или ослабленными.
3.        Психологический вариант встречается при стержневом поражении психологического компо­нента ЗС и сохранении или ослаблении остальных его компонентов.
4.        Социально-психологический вариант обу­словлен поражением социально-психологического компонента семейного здоровья при достаточной сохранности или ослаблении других компонентов.

Системно-структурный анализ ЗС выявляет также пять вариантов его нарушения в зависи­мости от наличия дезадаптации между члена­ми семьи: между супругами, обеими супругами и детьми, отцом и ребенком, матерью и ребенком, между братьями и сестрами. Выделяют формы на­рушения ЗС в зависимости от функционирования семьи: конфликтную, кризисную, проблемную. В результате системно-структурного анализа ЗС формулируется семейный диагноз, в котором должны найти свое отражение нозология, этио­логия и патогенез нарушения.

В литературе не имеется в достаточном ко­личестве работ, в которых рассматривались бы причины, условия развития, течение и проявле­ния нарушений ЗС в тех случаях, когда у супруга отмечаются клинические признаки эмоциональ­но-неустойчивого расстройства личности (ЭНРЛ). Целью настоящего исследования было изучение механизмов нарушений ЗС при этой патологии и разработка дифференцированных методов пси­хотерапевтической коррекции и профилактики.

Под наблюдением находилось 77 супруже­ских пар, обратившихся за психотерапевтической и сексологической помощью, в которых у мужчин было диагностировано ЭНРЛ.

Преобладающее большинство пациентов были в возрасте от 23 до 37 лет. В основном мужья и жены относились к одной возрастной группе, за исключением 5 супружеских пар, в которых жены были на 10—12 лет моложе своих супругов (при этом они состояли во втором браке).

Среди находившихся под наблюдением супру­жеских пар были выделены две группы. В первую вошли 56 (66±5 %) супружеских пар с первичной сексуальной дезадаптацией супругов, во вторую — 21 (34±5 %) супружеская пара с первичной соци­ально-психологической дезадаптацией у супругов.

Исследование проводилось с позиций си­стемного подхода с учетом многомерности обеспечения и парного характера сексуальной функции. В соответствии с этим было про­ведено всестороннее комплексное обследова­ние супругов: психологическое, клиническое и социально-демографическое.

С целью выяснения генеза нарушений ЗС ис­пользовали системно-структурный анализ состоя­ния сексуального здоровья, ЗС, разработанный В. В. Кришталем.

Личность супругов исследовалась с позиций наиболее принятых в психологии концепций дея­тельности, отношений, общения и персонализации.

Типы половой конституции у женщин изуча­лись по методике И. Л. Ботневой, мужчин — по методике Г. С. Васильченко.

Тип сексуальной мотивации и мотивы поло­вого акта определяли по В. В. Кришталю. Иссле­довали также психосексуальные типы мужчины и женщины по С. С. Либиху.

Клинико-психологическое исследование было направлено на выявление диспозиций личности супругов, психологическое и психодиагностиче­ское — на изучение взаимозависимости личност­ных особенностей пациентов и их жен; мотивов вступления в брак; причин возникновения супру­жеских конфликтов; межличностных отношений супругов, особенностей их полоролевого поведе­ния и выяснение значений этих характеристик в формировании нарушений ЗС. Способы уре­гулирования конфликтов исследовали по мето­дике К. Томаса в модификации Н. В. Гришиной.

Также использовались полоролевая шкала Dur-Moll (D: M) в методике L. Szondi, позволяющая определить особенности личности и поведен­ческие признаки мужчины и женщины на био­генном уровне, ACL-шкала полоролевого пове­дения A. B. Heilbrun, устанавливающая уровень Я-концепции личности.

Личностные особенности детей в семейных па­рах изучали по методике Р. Жиля. Для изучения параметров сплочения семьи использо­вали опросник D. Y. Sprenkle, D. L. Fisher.

Удовлетворенность супругов своими сексуаль­ными отношениями анализировали с помощью шкалы сексуальности W. E. Snell, D. R. Papini, которая позволяет определить самооценку супру­гами своих сексуальных возможностей и наличие у них сексуальной депрессии и озабоченности.

Социально-демографическое исследование включало изучение стажа семейной жизни, проч­ности семейных отношений, уровня образования, количества детей, трудовой деятельности и соци­альных связей супругов, взаимоотношений с кол­лективом и взаимосвязи этих характеристик с су­пружеской дезадаптацией.

Все полученные клинические данные ста­тистически обработаны по таблицам процентов и ошибок по методу В. С. Генеса, результаты пси­ходиагностических и психологических исследова­ний — по методу Стьюдента.

Состояние семейной адаптации при ЭНРЛ у мужа имеет ряд особенностей, обусловленных как характером психосексуального развития мужчин, личностными чертами, так и степенью адаптации супругов на всех уровнях их межличностного вза­имодействия. Выявленные нарушения в тех или иных сочетаниях могут встречаться у пациента и у супружеской пары, однако роль их в генезе семейной дезадаптации различна.

Континуальными сексопатологическими про­явлениями при ЭНРЛ у мужчин следует считать маскулинность или патологическую гипермаску­линность, задержанное психосексуальное развитие, девиантный тип сексуальной культуры, обуслов­ленный характером и особенностями психосексу­ального развития. На становление сексуальности таких лиц оказывает блокирующее действие прояв­ление личностной аномалии, а именно таких черт личности, как нерешительность, эмоциональная лабильность, упрямство, осторожность, прямоли­нейность, склонность к сомнениям, повышенная педантичность, препятствующие процессу нор­мальной межличностной коммуникации.

Этап формирования стереотипа полороле­вого поведения у пациентов с ЭНРЛ обуслов­ливается характерной для них маскулинностью, ригидностью, нерешительностью, делающей не­возможным усвоение нормативных полоролевых характеристик. Черты личности и формы поведения, затруд­няющие ролевую и личностную адаптацию в среде сверстников, склонность к образованию настой­чивых и нежелательных мыслей и влечений, не­решительность, эмоциональная нестабильность, ригидность и упрямство приводят к нарушению процесса социализации и, в частности, ее поло­ролевых аспектов.

Имеющейся у части обследованных мужчин неадекватной направленности полового влечения способствует перенос условных полоролевых игр на более поздние сроки (при качественно ином уровне гормонального обеспечения организма).

На этапе формирования психосексуальной ориентации дефекты развития на предыщущих этапах становятся наиболее заметными. Эмо­циональная неадекватность, нерешительность, отсутствие практических навыков в выражении собственных чувств, нарушение коммуникации, особенно с лицами противоположного пола, на фоне преждевременного психосексуального раз­вития в большинстве случаев приводят к длитель­ной задержке на этапе формирования сексуаль­ного либидо.

У многих мужчин с ЭНРЛ гетеросексуальный контакт протекает с различными девиантными элементами, которые мы считаем континуальными психопатологическими проявлениями, поскольку их формирование восходит к ранним этапам пси­хосексуального развития и тесно связано с харак­тером удовлетворения сексуальных потребностей.

Отсутствие практических навыков перевода платонического общения в эротическое, а затем и в сексуальное, неадекватность самовосприятия, чрезмерная склонность к сомнениям и нереши­тельность, осторожность в условиях эротического контакта, дефекты коммуникабельности, неаде­кватное и формальное усвоение роли взрослого сексуального партнера ведут к тому, что при по­пытках начать половую жизнь больные проявляют полную или частичную сексуальную неадекват­ность. Это отражается на дальнейшей половой жизни и в конце концов приводит к социальной, сексуальной и внутрисемейной дезадаптации.

У находившихся под нашим наблюдением супружеских пар отмечались три варианта нару­шений ЗС: соматопсихический, психологический и социально-психологический.

Причиной их развития является стержневое поражение психической составляющей биологи­ческого компонента сексуального здоровья вслед­ствие наличия ЭНРЛ у мужа. Нарушение осталь­ных компонентов и составляющих служит либо усугубляющим, либо патопластическим фактором, который способствует возникновению нарушения ЗС или усугубляет его течение.

Одним из первых признаков ЭНРЛ является нарушение межличностной коммуникации, осо­бенно с представителями противоположного пола; при установлении первичного «досексуального» контакта — нерешительность, сомнения в своих возможностях, неадекватная озабоченность про­дуктивностью в ущерб удовольствию.

Между мужем и женой сохраняется известное взаимопонимание. Сомнения и подозрения мужа вращаются вокруг той или иной реальной ситуа­ции, объяснения которой у супругов сходны, но резко различается субъективное к ней отношение.

Данные системно-структурного анализа сексу­ального здоровья супружеских пар этой группы свидетельствуют о его нарушении почти по всем критериям и о сочетанном поражении его ком­понентов и составляющих.

Социальный компонент сексуальной адапта­ции нарушен за счет информационно-оценочной составляющей вследствие недостаточной и не­правильной осведомленности супругов в вопро­сах психогигиены половой жизни и расхождения типов сексуальной культуры.

При обследовании супругов с помощью карт эрогенных зон мужчины и женщины оказалось, что подавляющее большинство обследованных не только не знали о наличии таких зон, но и считали неприемлемым такой вид сексуального контакта, игнорировали их роль в сексуальном возбуждении и удовлетворении. Все супруги имели неточное представление о норме и физиологических коле­баниях сексуальной функции.

Психологический и социально-психологиче­ский компоненты нарушены вследствие несоот­ветствия психосексуальных типов мужа и жены, а также неблагоприятного сочетания типов сексу­альной мотивации супругов. У 22±4 % мужчин это приводило к сексуальной аверсии.

Поражение психической составляющей био­логического компонента сексуального здоровья, ставшее непосредственной причиной развития на­рушений ЗС, является следствием наличия ЭНРЛ у мужчин и личностной реакции женщин на не удовлетворяющее их представлениям сексуальное поведение мужа.

Сексуально-эротическая дезадаптация об­условлена несоответствием мнений супругов о проведении предварительного, заключитель­ного периодов и самого полового акта, а также расхождением типов сексуальной культуры и ги- пермаскулинным поведением мужчин, особенно в сочетании с маскулинным поведением женщин.

Неблагоприятное сочетание в супружеских па­рах психосексуальных типов мужчины и женщины было связано с тем, что подавляющее большин­ство мужчин (55 чел.) относились к агрессивному варианту типа мужчина-мужчина, а большинство женщин (70 чел.) — к типу женщина-мать.

Значимым фактором сексуальной дезадапта­ции супругов служит также несоответствие поло­вой конституции, отмечавшееся в первой группе у 41,5 % и у 26 пар второй группы.

У жен пациентов с ЭНРЛ наблюдались в ос­новном сексуальная гипестезия и гипо- или анор- газмия относительного характера, нередко — отказ от половой жизни; кроме того, все женщины ис­пытывали психосексуальную неудовлетворенность, а часть из них (19±4 %) — сексуальную аверсию.

Развитие сексуальной дезадаптации, как пра­вило, происходит с самого начала супружеской жизни, и чем короче продолжительность до­брачного знакомства, тем быстрее развивается дезадаптация.

Для социально-психологического варианта на­рушения ЗС характерны обусловленные личност­ными особенностями мужа проблемные взаимо­отношения супругов, причем конфликты распро­страняются и на сексуальную сферу.

Нарушение межличностной коммуникации в супружеских парах, как и идеи ревности, воз­никают в результате реальных, но неправиль­но интерпретируемых супругами обстоятельств. Они занимают не соответствующее их значению доминирующее положение в сознании, приво­дя к чрезмерному эмоциональному напряжению. Например, естественная реакция на какую-либо незначительную несправедливость с течением вре­мени не исчезает, а напротив, усиливается, обо­стряется, причиняя пациенту все большие страда­ния. Его сознание постоянно занято перебиранием всех подробностей несправедливости, в сочетании с чрезмерной добросовестностью и скрупулезно­стью приобретающим непомерные размеры. По истечении некоторого времени при благоприятных обстоятельствах и правильно проводимой коррек­ции они утрачивают свою интенсивность и могут снизить эмоциональное напряжение.

На состояние семейной адаптации оказывают свое влияние и взаимоотношения, которые скла­дываются у мужчин с ЭНРЛ с детьми. В большин­стве случаев в семьях воспитывали по одному ре­бенку, в 11 семейных парах было двое детей и в 10 семейных парах был ребенок от первого брака.

У обследованных нарушения эрекции и эяку­ляции отмечались в 25±5 %, половой акт был впол­не нормальным, при неврологическом и урологи­ческом обследовании патология не выявлялась. Неудовлетворенность супружескими отношениями наблюдалась, однако, у всех супругов.

Системно-структурный анализ сексуаль­ного здоровья по его интегральным критериям позволяет в этих случаях выявить нарушение психологического и социально-психологическо­го компонентов, обусловленное наличием у мужа черт характера, вызывающих неприятие у жены, несоответствием семейно-ролевых позиций супру­гов, расхождением у них ценностных ориентаций и доминирующей мотивации, отсутствием чувства взаимной любви.

Психологический климат в семье тесно связан с уровнем ее адаптивности и определяется пара­метрами сплочения семьи и семейной адаптации.

Параметрами сплочения семьи являются: эмо­циональная аттракция супругов — самостоятель­ность и ответственность; отношения зрелой зави­симости; поддержка; вербальная и невербальная забота о потребностях друг друга; чувство психо­логической безопасности в супружестве; супру­жеская надежность — способность к соблюдению правил и обязательств; семейная идентичность (чувство общности); оказание физической помо­щи — готовность содействия и помощи друг другу; преобладание прятных межличностных контактов между супругами.

Параметры семейной адаптации включают супружескую гибкость — способность к новому поведению и изменению взглядов под воздейст­вием изменяющихся условий; демократическое лидерство; успешное преодоление разногласий в различных сферах функционирования семьи; ролевую гибкость — способность при необходи­мости к модификации ролевой структуры семьи; ассимиляцию позитивной и негативной обрат­ной связи.

Выявленные нами в ходе комплексного си­стемного исследования причины, условия воз­никновения и проявления семейной дезадаптации, развивающейся при наличии ЭНРЛ у мужчины, легли в основу системы психотерапевтической коррекции, которая была применена к находив­шимся под наблюдением супружеским парам. Предложенная система включает коррекцию па­тохарактерологических личностных особенностей мужчин с ЭНРЛ и расстройств семейной дезадап­тации, проявляющейся в сексуальной и социаль­но-психологической формах.

При разработке системы психотерапевтической коррекции нарушения семейного взаимодействия мы исходили из основополагающих принципов построения психокоррекционной программы — комплексности, дифференцированности, последо­вательности и этапности. Коррекция проводится поэтапно, но следует отметить, что деление на этапы является в известной мере условным: по­следовательность и необходимость проведения того или иного этапа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от проявле­ний семейной дезадаптации, их выраженности и степени адаптации супругов на всех уровнях их 2. межличностного взаимодействия.

Таким образом, в результате проведения ком­плексного исследования были выявлены механиз­мы формирования нарушений семейного здоровья 3. при ЭНРЛ у мужчин и их проявления, в значи­тельной степени способствующие семейной дез­адаптации. Предложенная программа психокор- 4. рекции является эффективной для восстановления семейного здоровья и нормализации отношений в супружеских парах, в которых у мужчин наблю- 5. даются расстройства личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий