среда, 15 февраля 2012 г.

К вопросу здоровья студентов


Проблема здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми в настоя­щее время Россией. Многочисленные научно-практические исследования по­следних лет были посвящены разработке системы охраны и укрепления здоро­вья студентов.

 Одной из приоритетных задач вузовского образования является забота о здоровье студентов. Вуз должен выступать организатором и инициатором эф­фективной и целенаправленной работы по сохранению, реабилитации здоровья студентов.

Наиболее значимые и реализуемые здоровьесберегающие технологии со­хранения и укрепления здоровья отвечают принципиальному требованию - возможности интеграции в педагогический процесс. Превентивные технологии предупреждают возникновение функциональных отклонений и заболеваний в связи с образовательным процессом, предохранение учащихся от негативного влияния на здоровье факторов обучения в сочетании с медико-социальными факторами. Все здоровьесберегающие программы направлены на формирова­ние здорового образа жизни студентов через приобретение здоровых установок, полезных привычек и навыков для повышения качества жизни.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают модель деятельно­сти всех служб и участников медико-педагогического процесса, в котором ис­пользуются разнообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и врачевания с целью сохранения и укрепления здоровья студентов. В основе любой программы лежит учет состояния здоровья учащихся, его возрастно­половые и индивидуальные психофизиологические особенности.

Длительное пребывание студента в образовательном учреждении, про­должительный период обучения в течение 5-6 лет оказывает влияние на состоя­ние здоровья. К негативным факторам относятся: минимальный двигательный режим, ухудшение качества питания, стрессовые состояния, использование со­временных технологических средств, персональных компьютеров. Патология зрения различной степени выраженности занимает одно из ведущих мест в структуре болезней. Современным студентам в условиях высоких учебных нагрузок не хватает времени на полноценный сон, прогулок на свежем возду­хе. Длительная статическая нагрузка студента требует усиления физической ак­тивности (посещение спортзала), оптимальный двигательный режим благоприятно влияет на его здо­ровье. Дефицит двигательной активности вызывает морфофункциональные от­клонения в организме студента. К факторам риска для здоровья студентов от­носят и асоциальные формы поведения: курение, алкоголь, токсические веще­ства, наркотики и сексуальная распущенность. Среди групп факторов, оказы­вающих негативное влияние на состояние здоровья современного студента, следует отметить ухудшение экологической обстановки крупных городов и промышленных центров.
 Повышение внимания специалистов к проблемам здоровья студентов требует дальнейшей разработки теории и методов скрининговых исследований, прогнозирования, определения места и роли подсистемы «студент - окружаю­щая среда» в системе «человек - общество». Связующим звеном подсистемного уровня в иерархии «человеческих факторов», с одной стороны, и природных, социальных характеристик места проживания учащихся, с другой стороны, яв­ляется состояние здоровья как фактор образа жизни и критерий качества жизни
окружающей среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий